Петербургский августовский педсовет и информатизация

Отправлено 28 авг. 2016 г., 2:23 пользователем Шапиро Константин   [ обновлено 29 авг. 2016 г., 5:20 ]
25 августа 2016 года состоялся августовский педсовет "Петербургская школа: профессионализм и социальная ответственность". Информатизация традиционно не была названа в числе трендов педсовета. Только председатель Комитета по образованию Воробьёва Ж. В. упомянула эту сторону функционирования системы петербургского образования, говоря о сдаче ЕГЭ и о процедуре оценки качества образования.  "Осенью этого года будет составлен новый рейтинг образовательных организаций. Его отличием от прошлогоднего станет новый критерий оценки - «качество управленческой деятельности»" - сообщила педсовету Жанна Владимировна.Предполагается, что процедура оценки качества будет проведена в этом году практически для всех общеобразовательных учреждений. Будут оцениваться открытые источники: сайты образовательных организаций и доступные базы данных. Председатель особенно подчеркнула, что никаких документов дополнительно запрашиваться не будет.
И это не удивительно. Уже на протяжении ряда лет Комитет по образованию рассматривает информатизацию как системообразующий процесс для петербургского образования. По традиции  информатизация растворена во множестве декларируемых направлений. В фойе педсовета работала выставка на которой были представлены различные направления деятельности Комитета по образованию, в т.ч. и информатизация была представлена сквозь призму состоявшихся событий и реализованных мероприятий. Даже еще только заявленное направление опытно-экспериментальной работы "дополненная реальность" уже наглядно демонстрировалось главным специалистом Губковой Н. В..  
В распространенном на педсовете сборнике "Петербургская школа в цифрах и фактах" к разделу "информатизация образования" можно отнести следующие страницы:
  • информация об итогах информатизации за истекший учебный год (стр. 28-29);
  • темы конкурса ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы, на 2017 год (стр. 19);
  • информация о рекомендованных к внедрению инновационных продуктах (стр. 49);
  • стратегические задачи (стр. 58);
  • перспективные направления работы в 2016-17 уч.году (стр. 58).
Итак по порядку.
Итоги прошлого года. Понятно, что на двух страницах рассказать обо всём было невозможно. Мы отметим только важнейшее из приведенного в сборнике и посетуем на то, что некоторые важные моменты остались без внимания. 
Продолжилась модернизация информационно-образовательной среды: традиционные закупки для общеобразовательных учреждений, адресные закупки высокотехнологичного оборудования, оборудование для обучения детей-инвалидов. За рамками текста сборника следует еще сказать, что приобретение оборудования осуществлялось также для школ реализующих инновационные образовательные программы и являющихся инновационными площадками регионального уровня. Предполагается, что эта практика будет продолжена и в этом году. 
На новый уровень вышел конкурс дистанционных проектов "Я познаю мир" (http://ya-i-mir.ru)**. Организовано и проведено огромное количество мероприятий для вовлечения обучающихся в использование информационных технологий. Отмечены также высочайшие результаты петербургских школьников на мероприятиях всероссийского и международного уровня.
Состоялось три значимых конференции. Две из них упомянуты в сборнике:VII всероссийская конференция с международным участием "Информационные технологии для Новой школы" и VI Всероссийская конференция "Современное технологическое обучение: от компьютера к роботу". За кадром осталась I региональная научно-практическая конференция "Дистанционное обучение: реалии и перспективы". Однако значение последней трудно переоценить. Впервые открыто обсуждались вопросы организации дистанционного образования, причем не только для детей с ОВЗ, но и для различных категорий обучающихся.
Интегративной оценкой результатов информатизации можно также считать награждение КО медалью за активное участие в работе III Московского международного салона образования.
Инновационные продукты. Представлен 21 продукт. Из них, на наш взгляд, отношение к информатизации имеют больше половины (11). поскольку мы не ставили своей целью привести здесь обзор всех ИП*, то ограничимся лишь замечанием, что целый ряд из представленных ИП представляют собой электронные комплексы, т.е. являются готовыми инструментами автоматизации той или иной стороны образовательного процесса. Такая высокая доля продуктов завязанных на информатизацию свидетельствует на наш взгляд о совпадении векторов информатизации и инновационного развития и неизбежности проникновения информатизации в деятельность каждого педагогического работника.
Темы конкурса ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы, на 2017 год. Заявлено четыре масштабных направления:
  • Культурно-образовательные практики в ОУ как основа проектирования моделей интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся;
  • Проектирование образовательных маршрутов обучающихся в условиях введения предметных концепций;
  • Преемственность основных образовательных программ как средство реализации принципа непрерывного образования;
  • Моделирование техносферы ОУ как средство обеспечения внедрения ФГОС общего образования.
Как мы видим любая из этих тем подразумевает модернизацию электронного образовательного пространства школы. А последняя напрямую обуславливает внедрение ФГОС развитием техносферы ОУ.
Стратегические задачи и перспективные направления работыНе смотря на то, что  информатизация  не была заявлена ни в качестве стратегической задачи, ни в качестве перспективных направлений работы на предстоящий учебный год, её инструментальная роль просматривается в формулировках задач и направлений работ. Среди задач выделим: повышение уровня МТБ и развитие инфраструктуры системы образования Санкт-Петербурга и повышение уровня квалификации.Не надо забывать, что с января 2017 года профстандарт, а следовательно и информационная компетентность становится регулятивной нормой. В части оснащения следует обратить ваше внимание, на тот факт, что ИОС школы должна быть приведена в полное соответствие с требованиями ФГОС в части средней школы. Этому соответствуют и заявленные направления работы. В частности: создание условий и обеспечение реализации ФГОС во всех ОО, поддержка инновационной деятельности  ОО, совершенствование системы работы с обучающимися, имеющими различные образовательные потребности и др.

Со своей стороны мы хотим выразить надежду, на то что в рамках заявленных направлений будут развиваться те формы организации работы, которые уже зарекомендовали себя за истекшее время, а появившиеся новые будут поддержаны Комитетом по образованию как это уже не раз происходило в прошлом.

* администрация портала предполагает подробно рассмотреть каждый из рекомендованных продуктов силами общественных экспертов и представить свои выводы на портале "Информатизатор".
** конкурс для детей с ОВЗ

Comments